Адрес 617830, Пермский край, г. Чернушка, ул. Нефтяников, д. 6 а

8(34261)4-42-63

8(34261)4-42-63

sad15-chnk@dou.permkrai.ru

  

   

«Прямая трансляция Знание.ТВ»

Российское общество «Знание» запускает круглосуточную трансляцию Знание.ТВ! Все самые яркие события Международной выставкифорума «Россия» и выступления выдающихся людей нашей страны вы увидите именно здесь! Можно будет круглосуточно в любое удобное время послушать лекции, освоить новые навыки, окунуться в мир постоянного саморазвития! Ещѐ больше знаний ждт вас на Знание.ТВ! Подключайтесь!

 

617830, Пермский край, г. Чернушка,         ул. Нефтяников, д. 6 а

Пн - Чт с 07:00 до 19:00 Пт с 07:00 до 18:00

8 (34261) 4-42-63

Порядок действий граждан, в т.ч. несовершеннолетних,

 в случае применения к ним насилия

 

   Телефон доверия для детей, подростков и их родителей – общественно значимый проект Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выполняемый совместно с региональными службами экстренной психологической помощи по телефону при поддержке руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

   На сайте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации размещены Социальные ролики, которые информируют о порядке действий граждан, в том числе несовершеннолетних, в случае применения к ним насилия.

 

Порядок действий граждан, в том числе несовершеннолетних,

 в случае применения к ним насилия

 

Основные понятия и термины

 

   Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в форме физического или психического насилия, но и в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних, проявлении насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

Формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами ребенка.

   Насилие в семье – это любые насильственные действия физического, психологического, сексуального характера, совершенные лицом или лицами, которые связаны с жертвой семейными отношениями.

   Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

   Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

   Сексуальное насилие – это вид жестокого обращения, который заключается в вовлечении несовершеннолетнего в действия сексуального характера с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

   Физическое насилие – это вид жестокого обращения, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.

   Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.

   Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

   Дискриминация в отношении детей – отсутствие равных прав для детей.

 

   Защита от дискриминации – все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

   Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда. Поводом для вмешательства специалистов, изучения ситуации в семье может быть:

– информация от ребенка;

– информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

– информация от специалистов образовательных учреждений;

– информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

– результаты медицинского осмотра;

– дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

   Явные признаки насилия над детьми, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

– следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

– следы сексуального насилия;

– запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

– отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

– систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

 

Участники реализации Порядка

 

К субъектам, обеспечивающим выявление случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, относятся:

 

-органы внутренних дел;

-комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

-органы, осуществляющие управление в сфере образования;

-государственные и муниципальные образовательные организации;

-органы опеки и попечительства;

-органы управления социальной защиты населения и подведомственные учреждения;

-органы управления здравоохранением и подведомственные организации;

-иные органы, организации и учреждения, участвующие в процессе выявления и (или) оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения.

 

   Необходимость координации действий участников реализации Порядка определяется при решении вопросов в отношении конкретного ребенка и его семьи, а также при решении вопросов улучшения качества помощи несовершеннолетним в целом.

   Координация взаимодействия участников реализации Порядка по решению вопросов улучшения качества помощи несовершеннолетним осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах.

   Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, по координации деятельности органов и учреждений субъектов профилактики и заинтересованных ведомств.

   Координирующая функция реализуется на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по инициативе участника реализации Порядка и (или) при установленной коллегиально необходимости. Постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав носят обязательный характер для участников реализации Порядка.

 

   Участники реализации Порядка осуществляют меры по выявлению и работе со случаями жестокого обращения с несовершеннолетними в пределах своей компетенции, предусмотренные действующим законодательством.

   Ответственность за своевременное предоставление сведений о случаях жестокого обращения с несовершеннолетними детьми возлагается на руководителей органов или учреждений системы профилактики независимо от ведомственной принадлежности.

   Алгоритм работы в случае выявления фактов насилия или жестокого обращения с несовершеннолетним.

 

Алгоритм работы в случае выявления фактов насилия или жестокого обращения включает следующие элементы: выявление и сообщение о случае, регистрация сообщения, выезд на место выявления, помещение ребенка в безопасную обстановку, расследование случая, определение системы мер помощи, оказание помощи, сопровождение ребенка и его семьи.

 

1 Этап. Выявление и сообщение о случае

 

Действия: Любой гражданин (специалист учреждения, родители, соседи или общественность) должен сообщить о подозрении или случае насилия над ребенком. О случае насилия может сообщить и сам ребенок, если насилие совершается по отношению к нему или другим детям. Сообщение может передаваться по телефону, почте или непосредственно оформляться в ситуации очного заявления. Сообщение должно быть принято любым органом или учреждением системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. С целью организации оперативного сбора информации, органами местного самоуправления создается телефон доверия или определяются телефоны приема информации. Номера телефонов доводятся до населения через СМИ, учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта.

 

2 Этап. Регистрация сообщения

 

Действия: Регистрация сообщения осуществляется в журнале регистрации сообщений (при поступлении информации по телефону), журнале регистрации обращений граждан (при личном заявлении, обращении посредством сети Интернет).

 

3 Этап. Выезд на место выявления

 

Действия: Реагирование и вмешательство в ситуацию специалистов зависит от степени опасности и характера случая насилия.

В общем виде различают случаи экстренного, неотложного реагирования, когда существует угроза жизни или здоровью ребенка, и случаи в отсутствие такой угрозы. Если случай насилия тяжелый и есть угроза жизни или здоровью ребенка, экстренное реагирование на сообщение о насилии осуществляется НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, в остальных случаях - в течение 24 часов. В течение этого времени необходимо провести весь комплекс мер, и в первую очередь изолировать жертву от насильника. Осуществляют выезд на место выявления случая жестокого обращения или насилия для оценки ситуации

 

4 Этап. Помещение ребенка в безопасную среду

 

Действия: Отобрание ребенка из семьи/учреждения осуществляется органами, наделенными полномочиями, в соответствии с законодательством.

Изолирование ребенка из опасной ситуации возможно через помещение его в социальное учреждение, учреждение здравоохранения или устройство в семьи граждан в форме предварительной опеки (попечительства). Если ребенок находится в остром кризисе и нуждается в медицинской помощи, его помещают в медицинский стационар с целью восстановления физического здоровья. Если ребенок физически не пострадал, но нуждается в психолого-педагогической помощи, его помещают в учреждение социальной защиты, в этом случае помощь направлена на восстановление психологического здоровья и социальную реабилитацию

 

5 Этап. Расследование случая

Действия: Процедура расследования предполагает безотлагательное медицинское и психологическое освидетельствование ребенка в условиях медицинского или социального учреждения. Факт насилия устанавливает специалист (следователь, сотрудник полиции, медицинский работник, психолог или социальный педагог), который взаимодействует с ребенком. Обязательным компонентом расследования выступает опрос ребенка, наименее травматично проходящий в форме интервью. Для оценки ситуации используются «протоколы безопасности».

 

Оценка безопасности обычно содержит четыре части:

 

- оценку неотложности реагирования, которая определяет, как быстро (экстренно/неэкстренно) специалисты должны отреагировать на сообщение о насилии над ребенком;

- оценку безопасности, которая определяет степень угрозы для жизни и здоровья ребенка и последовательность необходимых мер для защиты ребенка;

- оценку риска вероятности возможного повторного насилия над ребенком (или другими детьми, которые живут вместе с пострадавшим ребенком) в будущем;

- оценку ресурсов ребенка, его семьи и социального окружения, а также дефицитов и ограничений.

Оценка безопасности должна быть завершена в течение первого личного контакта специалистов с ребенком и/или его семьей. При необходимости сотрудники органов внутренних дел назначают судебно-медицинскую экспертизу.

 

6 Этап. Определение системы мер помощи ребенку и его семье

 

Действия: В зависимости от типа случая, особенностей пострадавшего ребенка, его семьи и социального окружения, в течение суток с момента получения информации собирается внеочередное заседание КДН, на котором коллегиально принимается решение о стратегиях вмешательства и вырабатывается согласованный индивидуальный план (программа) индивидуальной работы по оказанию помощи ребенку с указанием конкретных поручений органам и учреждениям системы профилактики с конкретными сроками исполнения.

 

7 Этап. Оказание помощи ребенку (его семье)

 

Действия: На основании индивидуального плана (программы) оказания помощи ребенку (семье) непосредственная медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая и социальная помощь ребенку и его социальному окружению оказывается специалистами учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования и др.

 

8 Этап. Сопровождение (патронаж) ребенка и его семьи

 

Действия: В зависимости от случая специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обеспечивается сопровождение ребенка и семьи (ее патронаж).

Действия сотрудников субъектов, обеспечивающих выявление случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком

Действия сотрудников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

При поступлении обращения, адресованного в комиссию, по факту жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетних) направляют информацию:

 

- в территориальный орган внутренних дел о поступившем обращении, содержащем факты жестокого обращения в отношении несовершеннолетнего, с обязательным уведомлением об этом заявителей;

- при получении обращения, содержащего информацию о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, о возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредставления пищи, истязаний и т.п.) обеспечивают направление данной информации в орган опеки и попечительства;

- в организацию социального обслуживания семьи и детей о проведении с участием представителей различных органов и учреждений системы профилактики обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетнего в семье;

- с запросом о предоставлении характеристики на несовершеннолетнего, на родителей обучающихся несовершеннолетних в орган, осуществляющий управление в сфере образования, в образовательную организацию;

- с запросом о предоставлении имеющейся информации о семье несовершеннолетнего в органы здравоохранения, в учреждения здравоохранения.

   По итогам анализа поступившей по запросам комиссии информации, осуществляет меры в рамках компетенции:

- направляет в территориальный орган внутренних дел дополнительно выявленную информацию;

- координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики по выявлению и устранению причин и условий, способствующих жесткому обращению с ребенком в семье;

- координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики по проведению межведомственной индивидуальной профилактической работы по реабилитации несовершеннолетних – жертв насилия.

 

 

 

Действия сотрудников образовательных организаций.

 

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательной организации о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) направляет несовершеннолетнего в учреждение здравоохранения для оценки состояния здоровья (в случае угрозы жизни и здоровья несовершеннолетнего);

3) руководитель образовательной организации немедленно сообщает о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

4) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательной организации, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;

5) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательной организации немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком;

6) руководитель образовательной организации направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию в муниципальном образовании.

 

Памятка "Профилактика насилия"